
Встретила по дороге на работу знакомую. На ходу перемолвились словом.
— У нас в этом году так хорошо День Независимости отпраздновали, — говорю я. — Вы были на площади?
— Ой, только мимолетом, — отвечает она. — Толком все не посмотрела (очень занята была, внуки из Минска приехали), но специально минутку улучила, чтобы на праздник забежать. Думаю: обязательно что-то вкусное будут продавать — выпечку свежую, колбаску, сладости… Ведь у нас так всегда раньше было. Хотела набрать всякой всячины для своих домашних. Обошла всю площадь — купить нечего. Хотела хотя бы булочек свежих взять — вы не поверите, нету!.. Вернулась с пустыми руками. И почему это так все у нас стало?..
Вопрос законный: именно так все и было с торговлей на массовом мероприятии, то есть ее просто не было. Это правда. Как правда и то, что раньше и жизнь была беднее, возможностей меньше, но никто у нас не возвращался с районных праздников с пустыми руками: в центре города продавалось все самое лучшее, красивое, вкусное, свежее, действовали всякие скидки и акции.
Торговля предлагала достаточно широкий ассортимент товаров, пункты общепита работали с утра до вечера.
На сей же раз в центре города функционировали «аж две» райповские палатки с более чем скромным выбором угощений. Беляши, смаженки, корзинки с кремом — продукт неплохой, но в тридцатиградусную жару, мягко говоря, не ходовой.
Так в день главного государственного праздника, который вообще-то прошел на очень высоком уровне — с размахом, красиво и ярко, — торговля и общепит стали ложкой дегтя в бочке меда. И, кстати, не только в этот день: такой в последнее время у нас сложился стиль работы по отрасли. В подтверждение этого вывода — несколько фактов, которые говорят сами за себя.
•В День Независимости — жара под тридцать градусов, народ пришел на гулянье на весь день (многие — с детишками). Где купить холодный квас, воду, напиток и съесть мороженое под зонтиком в теньке, в уюте и комфорте?.. В нашем случае — ни-где. Три райповских столика и четыре стула нельзя рассматривать как решение вопроса.
•Гостей праздника бесплатно угощают ухой и солдатской кашей. Здорово!.. Но… взяв в обе руки тарелки с горячим угощением и столовые приборы, люди напрасно растерянно оглядываются в поисках места, где можно присесть и поесть. Ешьте стоя, не капризничайте?..
•Вечером на фестивале красок центральная площадь полна ребятишек, которые с наслаждением вымазываются краской и бегают до изнеможения, до жаркого детского выдоха «Попить!..» — а самая ближайшая точка, где можно купить воду или напиток — магазин «Новый Прогресс». Когда вечером он закрывается, празднество еще в самом разгаре (начинается «огненное шоу», а затем — дискотека), и в это время купить воду уже в принципе невозможно, негде.
•Такое незамысловатое народное угощение для взрослых, как горячий шашлык с холодным пивом, сегодня уже давно не роскошь, а непременный атрибут любого торжества даже самого мелкого калибра, можно сказать, традиция. Спрос традиционно велик, а предложения нету.
•Купалье, пляж, прохладный вечер. Что может быть естественнее, чем желание согреться чашкой горячего чая или кофе?.. Но они на празднике не продаются. Очередь в единственную точку торговли за шашлыком — как в советское время за колбасой: посмотришь и пойдешь восвояси.
Можно ли это положение вещей назвать нормальным?
Думаю, никто не скажет «да».
Упущено, запущено, завалено — вот честные характеристики ситуации. Кажется, ни страна, ни область, ни район за это время не регрессировали, ситуация должна развиваться к лучшему; почему же у нас так получается?
Никто ведь не требует немыслимого и невозможного, не просит подать омара и бокал холодного шабли. Но торжеств без угощений и покупок у нас и раньше-то не бывало, а уж в реалии современной Беларуси они и вовсе не вписываются. Выездная торговля и организация общественного питания на массовых мероприятиях — важнейшее проявление заботы власти о комфорте людей, об их полноценном отдыхе.
Праздничная программа всегда обширна: выставки, концерты, соревнования, фактически на целый день. Мыслимо ли этот день провести на ногах без перекуса, без стакана воды? И не в магазин же, в самом-то деле, за ним бежать?..
Вот так и получается, что походит-походит человек по солнцепеку, устанет, махнет рукой и отправится домой, не увидав и половины того, что к празднику приготовила для жителей власть (и на что, между прочим, затрачены немалые средства, силы и прочие ресурсы). А было бы где присесть в холодке, отдохнуть, чем-то вкусным полакомиться — люди бы целый день семьями здесь отдыхали. И так должно быть.
В слабой организации работы общепита есть и экономическая составляющая: это упущенная выручка, нереализованная возможность повысить товарооборот.
Вряд ли существуют объективные причины; дело в обычных недоработках. И не только по линии райпо (что совершенно очевидно). У нас немало субъектов хозяйствования разных форм собственности, которые специализируются на торговле, имеются фирменные магазины предприятий.
Почему их не пригласить к участию в праздниках?
Почему каждому не представить свой товар, самим заработать и народ порадовать?
Почему у нас никогда не бывают на праздниках знаменитые национальные производители пива из Лиды, Минска, Речицы?
Конечно, все это нужно организовать.
Конечно, это работа, и немалая.
Ну так ее же делать надо или как? Сама ведь не сделается.
А вообще согласитесь, что жизнь в районе постоянно меняется к лучшему. Ничто не загублено и не разрушено: идет только созидание и приумножение. Все стабильнее и благополучнее становятся наши будни, все краше и богаче — праздники. Несмотря на непростую внешнеэкономическую ситуацию, все отрасли развиваются динамично. Одна «захромала» — и это, конечно, не трагедия. Уверена, что проблему оперативно исправят, сотрут пятнышко на имидже района, а главное —создадут для его жителей возможность достойно, полноценно отдыхать. Это ведь и правда очень важно.
Текст: Инна КАНДАУРОВА.